Заготовительное производство – это первый технологический передел любого судостроительного завода. Как и везде, перед заготовительным участком стоит вопрос повышения эффективности производства.
На сегодняшний день термическая резка металла - один из самых эффективных и рентабельных способов его раскроя. Учитывая большие толщины обрабатываемого материала и крупные габариты деталей, плазменная и газовая виды резки являются оптимальным решением для судостроительного производства. Также, что немаловажно, машины термической резки (МТР) имеют высокую скорость, точность резки и приемлемое соотношение цена/качество.
Эффективное использование МТР не возможно без применения новых технологий. На сегодняшний день ведущие производители портальных машин для раскроя листового металла предлагают множество инновационных решений, связанных с повышением производительности. Рассмотрим некоторые из них.
Одним из способов повышения точности и скорости резки благодаря новым конструктивным особенностям машин может быть использование линейных направляющих, обеспечивающих высокую точность и скорость перемещения, и косозубой рейки – шестерни с предварительным натяжением, позволяющей обеспечить плавность хода и высокую точность позиционирования. Шарико-винтовая пара в элементе перемещения резака по оси Z позволяет с точностью до 0,01 мм отслеживать положение резака над заготовкой во время реза, следовательно, получать постоянное качество реза и минимизировать брак.
Применение автоматической газовой консоли позволяет достичь сокращения времени на переналадку источника, кроме того уменьшает влияние человеческого фактора.
Большинство производителей используют программное обеспечение для создания планов раскроя сторонних производителей и только несколько компаний занимаются разработкой программного продукта самостоятельно. Производитель оборудования, разрабатывающий собственные программы и модули к ним, готов решать нестандартные задачи, возникающие перед производством, такие как резка труб и профилей, вырезка отверстий в днищах, работа с ротационными 3D головками, с несколькими технологиями. Отдельно стоит упомянуть программное обеспечение «Управление производством», которое может быть интегрировано в базу данных предприятия и в режиме реального времени можно отслеживать выполнение производственной программы, вести учёт выпущенной продукции, процент использования материала, отходы и ещё много различных параметров важных для планирования склада и учёта на производстве.
Одним из основных факторов повышения производительность на любом производстве, в том числе и судостроительном, является сокращение времени простоя оборудования. Любая машина может выйти из строя, но очень важно оперативно решить проблему. С помощью удаленной диагностики удается в кратчайшие сроки определить поломку и предпринять меры по ее устранению, не выезжая к месту, где расположено оборудование.
Как показывает практика, в судостроении часто возникают нестандартные задачи, такие как резка, маркировка и пр. Словацкая компания MicroStep, spol. s.r.o., официальным представителем которой в России является компания «Вебер Комеханикс», специализируется на изготовлении машин плазменной резки с совмещенными технологиями под конкретные задачи, возникающие перед производством. В модельном ряде компании – комбинированные машины, которые позволяют резать лист, трубу и профиль одновременно.
Один из уникальных проектов в России реализован на судостроительном заводе «Вымпел» в г. Рыбинск. Там установлены и успешно работают машины серии PLS с комбинацией технологий, с помощью которых перекрывается большинство задач, возникающих на заготовительном участке: прямая резка плазмой и газом, резка плазменной 3D головкой с разделкой кромки под сварку, маркировка деталей.
Использование подобного оборудования позволяет существенно повысить уровень заготовительного производства в целом.